В Красноярске планируют провести Гран-При России по фигурному катанию

В краевом центре пройдет третий этап соревнований, где выступят юниоры и взрослые фигуристы страны. Участники будут соревноваться в одиночном катании среди мужчин и женщин, парном катании и танцах на льду. Этот набор дисциплин представлен только на этапах в Магнитогорске, Красноярске и Санкт-Петербурге. Кроме того, крупные соревнования пройдут и в регионах Сибири: чемпионат страны примет Омск, а финал Кубка России «Гран-при России» состоится в Новосибирске.

О чём идёт речь?

Фигурное катание – это один из самых красивых и зрелищных видов спорта, который сочетает в себе элементы хореографии, акробатики и спортивного мастерства. История уходит корнями в далекое прошлое. Появилось оно в Северной Европе, где жители использовали кости животных, прикрепленные к обуви, чтобы скользить по замерзшим водоемам. Первые зачатки современного фигурного катания образовались в 18 веке в Шотландии, когда началось использование железных коньков. Однако, значительный вклад в развитие фигурного катания внес американец Джексон Хейнс, который в середине 19 века ввел в катание элементы балета и музыки, что положило начало современному спорту.

Необычность фигурного катания заключается в многогранности. Этот вид спорта требует от спортсменов не только физической силы и выносливости, но и артистичности, умения передавать эмоции и музыкальность. Каждое выступление – это мини-спектакль, в котором важны как технические элементы, так и исполнение. В фигурном катании важна каждая деталь: от костюмов до музыки, от постановки движений до взаимодействия с партнером (в парных дисциплинах).

Какие направления развиваются?

Фигурное катание включает в себя несколько видов. В одиночном спортсмены выполняют прыжки, вращения и шаговые последовательности. Для мужского характерна большая сложность прыжков и технических элементов, в то время как в женском катании часто уделяется больше внимания грации и артистичности. В парном партнеры выполняют совместные элементы, такие как выбросы, поддержания и совместные вращения, что требует высокого уровня синхронности и доверия между партнерами. Танцы на льду, в отличие от парного, более ориентированы на хореографию и музыкальность, в них отсутствуют сложные акробатические элементы, но присутствует множество сложных шагов и поддержек, которые требуют высокой координации.

По каким стандартам выстроено?

Правила фигурного катания достаточно сложные и требуют от спортсменов строгого соблюдения технических и артистических стандартов. В соревнованиях спортсмены выступают с короткой и произвольной программами. У каждой есть своя система оценивания.

Короткая программа включает обязательные элементы, такие как прыжки, вращения и шаговые последовательности, которые должны быть выполнены в определенном порядке. Произвольная предоставляет спортсменам больше свободы в выборе элементов и последовательности, но также оценивается по строго определенным критериям. Судьи изучают выступления по техническим и компонентным аспектам: первые включают в себя сложность и качество исполнения элементов, вторые – артистичность, интерпретацию музыки и общее впечатление от программы. Важным аспектом является чистота выполнения элементов: за падения и ошибки спортсмены получают штрафные баллы.

Без чего нельзя представить соревнования одиночников?

Прыжковые элементы являются важной составляющей фигурного катания на коньках. Они добавляют ему сложности и зрелищности. Есть несколько типов, все они включают прыжок с одной ноги на одну или две ноги и приземление на одну ногу. Прыжки классифицируются по количеству оборотов – простой, двойной, тройной, квадр, которые спортсмены выполняют с различными вращениями в полете и закручиваниями на выходе из прыжка. Их оценивают по четкости приземления на точку, контролю над вращением, высоте и дальности пролета, что требует от фигуристов высочайшего мастерства и техники.

Сальхов – один из базовых прыжков фигурного катания. Для исполнения фигурист разгоняется и, находясь на одной ноге, совершает прыжок. В момент отталкивания спортсмен немного наклоняется вперед. Затем, покидая лед, он мгновенно выпрямляется и подмывает свободную ногу к туловищу. В полете начинается вращение. Оно осуществляется за счет движения рук: они делают полукруг от груди вперед-вверх, а затем разводятся в стороны.

Параллельно с вращением фигурист приземляется на одну ногу. Другую он аккуратно опускает рядом, завершая дорожку прыжка. Качество сальхова оценивается по высоте и дальности пролета, ровности и скорости вращения, уверенности приземления. Выполнять его сложно, требуется отточенная техника и физподготовка.

Тулуп – один из самых сложных прыжков в фигурном катании, подготовка к которому требует высочайшей техники и физической подготовленности. Исполняется он так: фигурист разбегается и, оттолкнувшись от льда на одной ноге, выполняет прыжок в воздух, при этом вторая нога подмывается под туловище. В полете происходит стремительное вращение, обеспечиваемое выносом рук вперед-вверх и разведением в стороны до почти горизонтального положения, после чего спортсмен плавно приземляется на одну ногу, завершая дорожку. Прыжок оценивается по максимальной высоте и дальности пролета, ровности и скорости вращения в полете, уверенности и контролю приземления.

Флип – один из базовых прыжков в фигурном катании, исполняемый с внутреннего ребра. Считается достаточно сложным. Фигурист разгоняется и отталкивается для прыжка с внутреннего края конька, при этом вторая нога как бы идёт под туловище. В полете начинается стремительное вращение, обеспечиваемое движением рук от груди вперед-вверх и их разведением в стороны. Приземление происходит на одну ногу. Отличный флип оценивается по предельной высоте и расстоянию пролёта, равномерности и скорости вращения в воздухе, а также уверенности приземления на ребро с хорошим удержанием.

Лутц является одним из самых сложных прыжков в фигурном катании. Его трудность заключается в том, что отталкивание для прыжка происходит с наружного ребра, в отличие от других элементов. И от этого зависит качество элемента. Фигурист разгоняется и совершает прыжок, отталкиваясь назад наружным коньком, при этом вторая нога как бы двигается под туловище. В полете начинается вращение, которое становится возможным движением рук. Приземление должно произойти на одну ногу, преимущественно на внутреннее ребро. Выполнение лутца требует от фигуриста исключительного чувства равновесия и контроля над телом.

Ритт – один из сложнейших прыжков в фигурном катании, так как является комбинацией из прыжка и вращения в воздухе. Выходит далеко не у всех. Для исполнения фигурист совершает прыжок с одной ноги, при этом в полете должно начаться мгновенное вращение на той же ноге. То есть удержаться бывает сложно. И вращение происходит вокруг продольной оси тела, что требует исключительного чувства равновесия и контроля. Приземление должно произойти также на той же ноге.

Этот сложнейший динамический элемент дается не каждому фигуристу, так как требует одновременного выполнения нескольких задач: отталкивания, вращения в воздухе и уверенного приземления, что под силу лишь спортсменам с выдающимися физическими и техническими данными. Многие просто не включают ритт в свои программы.

Аксель – один из самых сложных прыжков в фигурном катании. Его отличительная и делающая уникальной особенность заключается в том, что отталкивание для прыжка происходит с противофазным движением. Фигурист разгоняется и, резко выпрямив ногу, отталкивается противоположным коньком, после чего в воздухе начинается вращение. Исполнить аксель с первой попытки под силу лишь самым талантливым спортсменам, так как это требует исключительных координации движений, чувства равновесия и владения телом. Приземление должно быть уверенным на одну ногу.

Танцы на льду

В программу фигуристов также входят сложные повороты и вращения – как на месте, так и при движении по катку. Одни из наиболее трудных элементов – это дорожки шагов, в которых спортсмены исполняют сложные комбинации шагов под музыку. Большую техническую и артистическую сложность представляют спирали, где фигуристы катятся на одном коньке или ребре с интерпретацией мелодии. Помимо отдельных элементов, оценивается общее впечатление от катания под музыку и передача настроения.

В фигурном катании существует несколько видов вращений, отличающихся сложностью и динамикой исполнения. Одни из самых базовых – это одинарные, при которых фигурист выполняет 1-2 оборота на коньках. Более сложные – многократные, когда совершается 3-4 и более круговых движений. За них даются дополнительные баллы.

Есть также прыжковые вращения, которые начинаются с прыжка и продолжаются в воздухе. Они дают повышенную нагрузку на спортсмена, но смотрятся особенно выразительно. Особую техничность требуют комбинированные вращения, сочетающие в себе несколько видов – например, прыжок с многократными оборотами. Для них нужна исключительная гибкость. Самыми сложными являются вращения на одной ноге или на ребре, требующие идеального контроля и равновесия.

Владение коньком является основополагающим навыком в фигурном катании и одним из ключевых критериев оценки. Оно включает умение двигаться на коньках с безупречной техникой: ровное и плавное скольжение по льду, уверенное движение на ребре или на одном коньке. Оценивается также чувство равновесия на коньках, стабильность и контроль положения тела при исполнении сложных элементов и комбинаций, способность мгновенно менять направление движения. Хорошее владение коньком позволяет фигуристу сосредоточиться на артистичности и музыкальности программы, выразительности движений. Это демонстрирует высокий уровень мастерства.

Как можно убедиться, существует масса нюансов в отношении всего того, что должен уметь такой спортсмен. И всё это надо учитывать. Неудивительно, что по-настоящему талантливых фигуристов мало.